к списку статей

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ХУДОЖНИКА

ПАВЕЛ ШАРДАКОВ

 

сайт не оптимизирован к просмотру на смартфонах...

 

ОН ШЕЛ ОТ ХРАМА К ХРАМУ (К 89-ТИ ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ П.Ф. ШАРДАКОВА)

В который раз, просматривая изданный в Санкт-Петербурге в 2010 году сборник материалов о жизни и творчестве заслуженного художника России Павле Фёдоровиче Шардакове, ощущаешь какую-то неземную, космическую силу творчества этого великого МАСТЕРА. Спасибо за этот сборник жене Павла Фёдоровича - Светлане Сергеевне Шардаковой и заслуженному деятелю искусств России Мямлину Игорю Гавриловичу.

 

Так уж получилось, что помогая всякими мелочами создателю "Огонька" и Этнопарка Леонарду Дмитриевичу Постникову в его благородной подвижнической деятельности, я часто бывал на "Огоньке" и своими глазами видел как развивался и прирастал новыми строениями и экспонатами Музей истории реки Чусовой.

 

Тогда, году этак в 1985, я впервые услышал о художнике, который, по просьбе Леонарда Дмитриевича, что-то пишет для музея и, даже, видел его издалека в шляпе, плаще и сапогах, но со спины, куда-то спешащим. Тогда знакомство не состоялось.

 

В то время, часто посещая крупные музеи, я скептически относился ко всем современным художникам, даже к столичным, не говоря о провинциальных. Так уж получилось, что последующие 20 лет мои приезды в Чусовой не совпадали с приездами Павла Фёдоровича.

 

За это время по его проекту был построен в музее из конструкций Архангело-Пашийской домны знак, посвящённый гриновским Алым Парусами,

 

а самое главное, им был написан мощнейший цикл картин, посвящённый походу Ермака в Сибирь, который, по праву, стал становым хребтом Этнографического парка истории реки Чусовой, его гордостью, его славой, на зависть лучшим музеям России и мира. Картины были написаны в иконописной манере, а филигранно и кропотливо прописанный сюжет просто поражает воображение.

 

Наше знакомство состоялось позднее, в 2001 году на праздновании двадцатилетия Этнографического парка истории реки Чусовой, куда съехались музыканты, архитекторы, поэты, литераторы, художники и прочая творческая братия со всех концов страны, дабы поддержать Леонарда Дмитриевича и Зою Михайловну после недавней кончины их сына Владислава Постникова.

 

Перед торжественным собранием во дворце культуры нас, многочисленных гостей, кормили вкусным обедом в столовой ЧМЗ, и мы втроём: Светлана Сергеевна, Павел Фёдорович и ваш покорный слуга, случайно оказались за одним обеденным столом.

 

Узнав, кто я такой, Павел Фёдорович Шардаков стал меня расспрашивать так, как будто давно хотел со мной познакомиться и осыпал меня вопросами на разные темы. Я же делал то же самое, прекрасно понимая, в чьи глаза смотрю, с каким редчайшим мастером соприкоснулся в жизни. Мы, что-то взахлёб начали говорить друг другу, и, в один из моментов, я сказал, что восхищён изяществом его линий и, что она близка к линии кисти Андрея Рублева. Павел Фёдорович рассмеялся и рассказал, как он учился в студенческие годы у великих мастеров, как ему давали копировать картины Серова, чьим творчеством он восхищался до слез.

 

А однажды, в Русском Музее, он копировал карандашный рисунок (Павел Фёдорович назвал то ли Леонардо да Винчи, то ли Микеланджело), отрабатывая штриховку и ту самую живую линию, создающую и объём, и воздух. Владение живой линией приводит карандашный рисунок почти к живописи. А даётся это единицам, через большой труд. Как только он закончил копирование и положил два рисунка рядом, чтобы внимательно посмотреть, как получилось и, что он сделал не так, раздался вой пожарной сирены и в помещение вбежала эксперт музея. Посмотрев на лежащие рядом рисунки, она схватила рисунок Павла Фёдоровича и умчалась убрать его в архив. Конечно потом разобрались в этой нелепой ошибке, но, как сказал Павел Фёдорович, он не шёл из музея домой, а как будто летел над людьми от гордости за свою, пусть не большую, но столь ценную для него творческую победу.

 

 

Мой же рассказ о том, как я, будучи ещё абитуриентом, сумел защитить диплом московского архитектурного института даже не поступив в него, привёл уже Павла Фёдоровича и Светлану Сергеевну в восторг. Но этом как-нибудь потом-не обо мне речь.

 

В те праздничные для музея дни, когда мы все много общались друг с другом, меня поразили скромность Павла Фёдоровича, глубина его знаний, открытость и простота общения, полное отсутствие «забронзовелости». Его радовало, что у Леонарда Дмитриевича есть друзья, готовые прийти на помощь в трудную минуту.

 

После официальных речей юбилея, мы, гости Постникова, уединились в Этнографическом парке и стали свидетелями фантастического импровизированного литературного концерта, который мастерски зажгли великолепные поэты Анатолий Гребнев и Юрий Беликов при молодецком участии Валентина Яковлевича Курбатова.

 

Гармонь, стихи, песни, байки всё лилось как из рога изобилия. От желающих, что-то высказать не было отбоя. Гремучая смесь народных и патриотический песен с лирическими стихотворениями, да с частушками под гармонь, была настолько хороша, что увлажняла глаза всех присутствующих то от смеха, то от грусти. "Как же мне с вами хорошо" - говорил с восторгом Павел Фёдорович: «Здесь настоящая Русь! Как я по ней соскучился!". Будучи зрелым мастером и зрелым мужчиной, он, как ребёнок, восторгался и не стеснялся этого. А его огромные голубые детские глаза выражали глубину и чистоту его души.

 

Я представил себе, если бы Павел Фёдорович позвал бы меня с собой чуть перефразированной фразой Андрея Рублёва (из фильма А. Тарковского): "Вот и пойдём вместе! Ты будешь церкви строить, а я буду их расписывать."

 

Я бы согласился сразу! Не раздумывая.

 

В одном из уважаемых мною фильмов, а именно: «Покаяние» режиссёра Абуладзе, устами гениальной актрисы Верико Анджапаридзе сказаны слова: "Зачем нужна дорога, если она не ведёт к Храму? ". Размышляя над этими словами, понимаешь, что далеко не каждому Бог дарует дорогу, ведущую к Храму. И уж единицам на земле даёт возможность идти от Храма к Храму.

 

Я уверен, что дорога Павла Фёдоровича Шардакова шла от Храма к Храму.

 

Андрей Сергеевич Калинин, архитектор

 

 

 

КНИГА "ГРАФИКА ПАВЛА ШАРДАКОВА"

Издательство ОАО "Альянс Югполиграфиздат"

ВПК "Офсет", г.Волгоград, ул.Ким, 6

 

Составитель: С.С.Шардакова

Дизайн и вёрстка: С.Ю.Кулиева

Подписано в печать 11.09.2018

Форма А4, Гарнитура Circe, Muller

Печать офсетная

Бумага мелованная

Заказ 925н, Тираж 100 экземпляров

"УЗРЕВШИЙ ЕРМАКА"

К 90-летию знаменитого пермского художника вышла книга «Графика Павла Шардакова»

 

К 89-летию талантливого и многогранного художника П. Ф. Шардакова его жена выпустила в свет прекрасную книгу: "Графика Павла Шардакова". Издание подарочное, с небольшим тиражом. Тонкое изящное оформление и шрифт легко сочетаются с графикой мастера разных периодов. Совершенно не мешая восприятию, дополняют и гармонируют. В книге также присутствуют сопроводительные статьи.

 

От лица ценителей творчества Павла Шардакова я выражаю глубокую благодарность Светлане Сергеевне за её серьёзный многолетний труд по сохранению работ мужа, за привнесение в наш мир частицы художественной культуры, за развитие интереса к живописи.

 

Глеб Ширяев, дизайнер, системный администратор

Передо мной на столе целая серия малоизвестных фотографий, снятых Юрием Ситновым, которого прозвали «чусовским Страдивари». На них предстает легендарный триумвират видных деятелей культуры, связанных с городом Чусовым. Это Виктор Астафьев, Леонард Постников и Павел Шардаков.

 

Каждый из них родился не здесь, не в этом маленьком западноуральском городе, но именно здесь они познакомились и навсегда прославили этот город. Астафьев стал знаменитым писателем, Постников – кузнецом высших спортивных наград

своих питомцев и музейщиком от бога, а Шардаков стал Нестором уникальной живописной летописи легендарного похода Ермака Тимофеевича, богатыря, который открыл России путь в Сибирь.

 

ВЗГЛЯД РЕАЛИСТА

Их давняя встреча в чусовском этнографическом парке сыграла свою роль в понимании художником Шардаковым значения сибирского похода-подвига и в изображении его в том виде, который ныне стал «академическим».

 

Из всех троих в Великой Отечественной войне участвовал только самый старший – Астафьев. Но по характеру они были одинаково непокорны судьбе: фронтовик Астафьев стал непримиримым пацифистом, музейщик Постников в своём музее истории реки Чусовой будто нарочно смешал все стили, словно краски на палитре…

Художник Шардаков, получивший академическое образование, свой поход Ермака написал в технике старинной иконописи, для чего познавал тайны строгановских

икон в соликамских храмах…

Все трое в творчестве были жёсткими реалистами. Шардаков написал портрет Астафьева на фоне постниковского музея – грузная фигура, лицо в глубоких морщинах, – и получил от Виктора Петровича:

«Да-а, не польстил художник писателю, не польстил!»

 

Аналогично поступил и Постников, встретив Астафьева на пермской улице в шестидесятые годы: «Пишешь? Ну пиши, пиши!» И пошёл дальше… А двадцать лет спустя тот же Постников Астафьева наряду с Ермаком сделает героем своего музея.

 

ПО СЛЕДАМ АТАМАНА

Рождению замысла серии картин, посвященных походу под предводительством Ермака в Сибирь, предшествовало еще одно событие.

 

В конце августа 1982 года Постников и Шардаков, рассуждая об увековечении образа Ермака, «вдруг» осознали, что обсуждают тему

за неделю до четырехсотлетней годовщины легендарного похода. Это совпадение ещё больше укрепило их в идее создания живописной летописи похода.

 

Ну а техника иконописи выбрана неслучайно: она помогла создать лаконичный канонический образ воинского подвига. Павлу Шардакову удалось и воплотить яркий образ русского воина-труженика, и рассказать о непростых перипетиях похода. Он приоткрыл во многом до сих пор потаённую страницу перехода России в новые свои пределы – за Уральский хребет, на территории, которыми наша держава прирастает сегодня и будет прирастать завтра…

 

 

 

Он приоткрыл во многом до сих пор потаённую страницу перехода России в новые свои пределы –

за Уральский хребет, на территории, которыми наша держава прирастает сегодня и будет прирастать

СИЛА ПОРОДЫ

Не менее знаменита и обсуждаема работа Шардакова «На русской Масленице», итог своеобразного художественного марафона художника: к ней он шёл более сорока лет. По совпадению же ровно столько – сорок – им было создано и этюдов к этой работе.

 

Задорного главного героя картины он встретил ещё в Свердловском художественно-педагогическом училище, куда поступил в 1952 году, а закончил картину в 1997 году. У этой картины есть свой секрет – ключ к пониманию глубинного смысла философии, которой руководствовался живописец. Почти все персонажи на данной работе – родня Шардакова, крепкая, бесстрашная шардаковская «порода» из деревни Копылы Оханского района. На картине есть и его отец, и дед, сам художник представлен в трёх возрастных «ипостасях» – от ребёнка до зрелого мужчины. Присутствует на картине и муза – жена художника, Светлана Сергеевна.

 

По Шардакову, истинную силу и в веселье-празднике, и в бою проявляет не некий обобщенный народ, а род, деревня, село, город, которые имеют своё лицо… Но в роду всё-таки – исток силы народной. Как тут не вспомнить рассказ «Бронниковы» пермяка Михаила Голубкова, в котором за деревню в футбол играет одна большая семья – десять братьев и их сестра! Вглядываться в эту работу Шардакова – истинное наслаждение, точно так же можно любоваться репинскими запорожцами, пишущими письмо турецкому султану. Это будит мысль и память о навсегда утраченных традициях, которые когда-то были естественными для людей, как сама их жизнь. Интересен сюжет и тем, что он претворен не просто в режиме стоп-кадра, а ещё до начала действия как такового. Это будит воображение: а что будет дальше, где и кто соперник бойца? Да, зритель не видит оппонента, но догадывается, что тот не слабее, что он достоин героя картины и его «родни-породы», и это только усиливает пружину интриги сюжета.

 

Владимир МАСЛЯНКА,

директор чусовского Литературного музея Виктора Астафьева

 

"РАСШИРЯЯ ГРАНИЦЫ ДОСТУПНОСТИ"

Презентация передвижной выставки проекта «Сказание о Ермаке Тимофеевиче. История приращения земель Российских в художественной экспозиции Этнопарка» состоялась 11 июня в нашем городе. Первыми зрителями стали представители общественных организаций инвалидов и ветеранов - именно с этими незаменимыми помощниками разделить радость от победы для авторов вдвойне приятно, так как коллективы связывает долгая и крепкая дружба.

 - Это очень радостное для нас событие, - обратилась к присутствующим директор Этнографического парка истории реки Чусовой Ольга Постникова.

 

 -  Со своим проектом мы нигде не встречали понимания на протяжении 5 лет, хоть и заявлялись во всевозможные конкурсы. В этом году нас услышали. Сегодня мы представляем первый этап реализации проекта. Не каждый может добраться до Этнопарка, поэтому мы сделали профессиональные копии картин и оформили передвижную выставку.

 

Проект стал победителем конкурса Министерства культуры Пермского края, направленного на модернизацию музейного дела'. Он посвящён юбилею автора цикла картин «Поход Ермака в Сибирь» - Заслуженному художнику РФ Павлу Шардакову. 24 октября 2019 года ему исполнилось бы 90 лет. Открыл официальную часть руководитель творческого проекта, архитектор-реставратор Этнопарка Андрей Калинин (на снимке). В своём выступлении он уделил особое внимание значимости художественных работ П.Ф.Шардакова и вкладу Л.Д.Постникова в легендирование Ермака Тимофеевича на Чусовской земле, тем самым подчеркнув важность реализации данного проекта для нашего города.

 

 - Несказанно повезло Чусовому, что этот пермский художник познакомился с Леонардом Дмитриевичем. По его картинам до сих пор плачет Третьяковка - об этом мне говорили сами её работники. Будучи студентом, Павел Шардаков писал диплом о личности и судьбе Ермака. А однажды его графическую работу перепутали с рисунком самого Леонардо да Винчи - такими великолепными данными художника обладал наш герой, - сказал Андрей Сергеевич.

 

Выставка копий уникальных картин Павла Фёдоровича - своего рода передвижной макет самого музея Ермака, который находится в Этнографическом парке истории реки Чусовой. При невозможности посетить музей каждый желающий, благодаря данной экспозиции, может детально рассмотреть картины, подержать в руках макеты оружия времён Ермака, узнать, как же выглядели в те далёкие дни Нижнечусовские Городки. И, конечно же, детально познакомиться с личностью легендарного атамана.

 

Автор художественных работ Павел Шардаков совместно с Леонардом Постниковым не только изучил эти версии, но и создал поистине прекрасный цикл картин, каждая из которых отражает определённый этап похода и передаёт дух той эпохи через живопись. Этот стиль живописи называется иконопись. Все до единой краски были приготовлены мастером вручную по старинным иконописным канонам для письма на досках, как делали великие мастера русской

иконописи. Помимо особенностей самой выставки, гости услышали на презентации и немало интересных фактов из истории похода Ермака.

 

В конце мероприятия все присутствующие смогли насладиться живой классической музыкой, прослушав концерт в исполнении известного во всём мире виолончелиста, почётного деятеля культуры Австрии Виктора Милосердова и педагога Чусовской детской школы искусств им. Балабан Татьяны Коротаевой, чья деятельность отмечена Почётной грамотой Министерства культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края.

 

Выставка будет радовать посетителей в Центре общественных организаций до 31 июля. Но, разумеется, экскурсия непосредственно в стенах музея и общение с подлинниками живописи имеет большую ценность. Поэтому в октябре этого года в Этнопарке состоится презентация основного направления проекта «Сказание о Ермаке Тимофеевиче», - обновление пространства музея Ермака.

 

Этнографический парк истории реки Чусовой выражает благодарность грантодателю - Министерству культуры Пермского края, директору ДШИ г. Чусового Ольге Владимировне Рябовой за совмещение мероприятий, а также председателям общественных организаций, принявших активное участие в организации мероприятия.

 

Елена БУШМЕЛЕВА

газета "Чусовской рабочий" №26  (19815) 26 июня 2019г.

2019.10.09

"МУЗЕЙ ЕДЕТ К ВАМ!"

Комплексный художественно-краеведческий музей запускает акцию «МУЗЕЙ ЕДЕТ К ВАМ!», посвящённую 90 – летию со дня рождения заслуженного художника России П. Ф. Шардакова.

 

С удовольствием рассказываем вам о нашем новом образовательном проекте: идея проекта заключается в том, что в течение трех месяцев сотрудники музея будут выезжать в территории Оханского городского округа и проводить там «музейный день».

 

В рамках визита мы побываем в школах, где проведем для ребят познавательные игры по истории родного края и виртуальные экскурсии по старинному Оханску, расскажем о нашем музее и его ценных экспонатах.

 

Взрослое население мы приглашаем в учреждения культуры. Для вас мы приготовили увлекательное путешествие в мир искусства, где вы поближе познакомитесь с творчеством нашего земляка П.Ф. Шардакова, побываете на «выставке одной картины», а так же узнаете, какие таинственные загадки скрывают некоторые произведения художника.

2019.10.15

ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА «ПО ВИШЕРЕ»

Весь октябрь в Острожском Доме культуры работает передвижная выставка «По Вишере», посвященная 90 — летию со дня рождения заслуженного художника России Павла Фёдоровича Шардакова. Выставка предоставлена Комплексным музеем имени Павла Шардакова г. Оханск.

 

Павел Фёдорович Шардаков — заслуженный художник России -наш земляк, родившийся 24 октября 1929 года в деревне Копылы около села Дуброво Оханского района. Умер он в городе Волгограде 7 ноября 2007 года. В 2005 году его имя занесено в Энциклопедию «Лучшие люди России».

 

На выставке Вы сможете познакомиться с рисунками Павла Шардакова ( 1955 г.) В 1955 году Павел Фёдорович ещё учился в Ленинградском высшем художественно - промышленном училище, сейчас это Академия художеств имени Штиглица. Ему посчастливилось в сентябре проплыть на пароходе «Тургояк» по реке Вишере. Кто побывал на этой «алмазной» реке, надолго запомнит её красоты. Очарованный сказочными видами, художник создал серию рисунков «По Вишере». Вместе с пейзажами в серию вошли изображения деревень, пристаней, дебаркадеров. А с портретов на нас смотрят вполне «ожившие» образы тех, с кем общался Павел Шардаков.

 

Среди них и капитан парохода, и лоцман, и матрос, и многие другие. Рисунки Павла Шардакова поражают своей точностью, чёткостью передачи изображения

 

Красива и могущественна уральская река Вишера. Много у неё притоков. А там, где она впадает в Каму, река настолько широкая, что не понятно, какая из этих рек основная. Толи Вишера впадает в Каму, толи наоборот.

Богата Вишера своей историей, природными месторождениями, своими красивейшими пейзажами и камнями. Камнями называют на Урале скалы и горы. На Вишере можно полюбоваться камнями Полюд, Говорливый, Ветлан.

Кроме работ Павла Шардакова на выставке представлены фотографии Дениса Алексеевича Ахметсафина . Автор фотографий не раз бывал на уральской реке, путешественник учитель английского языка. Его фотоработы также помогают оценить красоту «алмазной» реки.

Более подробно о творчестве П. Шардакова можно узнать на сайте «Старина Оханская» - оrg.detichaik.rи, в группе в ВК «Комплексный музей имени Павла Шардакова».

Вера Шиндина

2019.10.24

МАРГАРИТА ДУРНОВЦЕВА "ОХАНСКИЙ МУЗЕЙ ИМЕНИ П. Ф. ШАРДАКОВА - В ДОРОГЕ"

Сегодня, в день 90-летнего юбилея художника Павла Шардакова, оханский музей его имени – в дороге.

 

Сотрудник музея Елена Николаевна Болотова и дети из «Школы юного экскурсовода» выехали на родину именитого земляка – в Дуброво.

А вообще акция «Музей едет к вам» в честь дня рождения Павла Федоровича проходит в Оханском городском округе весь октябрь. Картины мастера ездят по району, чтобы их могло увидеть как можно больше людей, которым по каким-то причинам сложно выбрать время и побывать в галерее.

 

Передвижной музей уже побывал в Таборах – в школе и Доме культуры, куда приехали картины «Прозрение» и «Пермь Великая». Таборцы с удовольствием также послушали беседу «Пермский звериный стиль в творчестве Павла Шардакова»

В Половинской школе для детей и учителей была проведена виртуальная экскурсия по Оханску, Игра «Люби и знай, родной свой край!», а в Доме культуры – беседа «Жизнь и творчество П. Шардакова».

 

Дубровская школа получила возможность виртуально прогуляться по старинному Оханску, а Оханская средняя школа № 1 послушать беседу «Чудеса оханского края».

 

Кроме музейных встреч, в честь юбилея художника в районе также организованы три передвижные выставки: «По Вишере» – в Острожке, «Поход Ермака» – в Андреевке, «Земли родной очарованье» – в Таборах.

 

Наш комплексный художественно-краеведческий музей постарался сделать так, чтобы любой из земляков великого мастера в его юбилейный месяц смог хотя бы чуть-чуть прикоснуться к этому вдохновенному творчеству.

 

24 октября 2019 г.

 

Источник: городское сообщество "Оханск - родина слонов"

 

2019.10.27

В МУЗЕЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМ. ИЛЬИ МАШКОВА ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА

В волгоградском музее изобразительных искусств имени Ильи Машкова открылась выставка мастера-монументалиста Павла Шардакова. Большая часть выставленных произведений была передана в дар музею вдовой мастера — Светланой Шардаковой.

 

Светлана Сергеевна передала музею около 430 произведений, большинство из которых никогда ранее не выставлялись. Так что посетитель, даже искушенный в искусстве, многие работы увидит в первый раз. Зрителям представлены тонкие психологические портреты, лиричные пейзажи, «вкусные» натюрморты, но главное — эскизы и наброски к крупным монументальным работам. Среди них — выполненные в сотрудничестве с Борисом Геккертом знаменитые мозаичные панно «Завод-труженик» и «Завод-солдат» на здании Волгоградского тракторного завода. Кстати, в мозаике «Завод-солдат» Павел Шардаков изобразил свою мать.

 

— Работа над панно шла семь лет, — вспоминает присутствовавшая на открытии выставки вдова мастера, Светлана Шардакова. — Все что-то откладывалось, переносилось. Эскизов и вариантов у Павла Федоровича была масса, и в результате остановились на этих.

 

У художника с матерью были отличные отношения, и его мама сохранила немало детских и ранних работ своего сына.

 

К сожалению, Павел Шардаков — имя, почти забытое в Волгограде Экспозиция под названием «Любовь. Талант. Труд» посвящена 90-летию со дня рождения мастера.

 

Павел Шардаков после окончания школы был принят на работу работу в мастерскую «Агитплаката» при Союзе художников Перми. Затем, в 1952 году, он с отличием заканчивает Свердловское художественно-педагогическое училище. Его работы, которые он сделал еще в студенчестве, купил местный краеведческий музей, а училище оплатило поездку в Москву и дало рекомендации для дальнейшей учебы.

 

Получать образование художник продолжил в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище. Заканчивает его с блеском. В это же время иллюстрирует учебник «Основы пластической анатомии», выполняет работу для Ленинградского ТЮЗа, его работы дарятся музею Пекинского высшего художественно-промышленного училища.

 

Немало объектов художник оформил и в Волгограде. Но увы, в лихие 90-е многие его работы были безжалостно уничтожены. Например, эффектная мозаика на трибуне плавательного бассейна в Краснооктябрьском районе.

 

С конца 80-х годов прошлого века и до своего последнего дня Павел Федорович обращается к православной тематике. Им были созданы триптих в трапезной Казанского собора Волгограда, посвященный 1000-летию христианства на Руси, иконостас для волгоградского храма Сергия Радонежского и множество икон.

 

Источник: Информационное агентство V1

 

 

 

 

2019.10.25

ЛЮБОВЬ. ТАЛАНТ. ТРУД. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ПАВЛА ШАРДАКОВА

25 октября в 17:00 откроется выставка работ легендарного живописца-монументалиста, заслуженного художника России Павла Федоровича Шардакова (1929-2007). Основу экспозиции составили произведения, переданные в дар музею вдовой художника Светланой Сергеевной в 2017 г. Выставка приурочена к 90-летию художника.

 

Мастер родился 24 октября 1929 г. в деревне Копылы Оханского района Пермской области. Свое творчество он делил между Волгоградской землей и Уралом. Павел Федорович приехал в Волгоград в 1965 г. по приглашению  Волгоградского отделения Союза художников. Его творчество хорошо известно всем волгоградцам. В числе его работ величественное мозаичное панно на фасаде тракторного завода, фасад конференц-зала Волгоградского химического комбината «Каустик», иконы для иконостаса храма Сергия Радонежского, витражи во Дворце пионеров и музее-панораме «Сталинградская битва», мозаичное панно в бассейне «Искра» и ресторане «Белый аист», рельефы из дерева в магазине «Современник» и многие другие.

 

Выставка представляет Павла Шардакова как художника огромного жанрового, стилистического, тематического диапазона. Его мощное художественное дарование было дополнено невероятной сердечностью. Теплота, обаяние его личности лежит на каждом произведении.

 

Получив крепкую реалистическую школу, он не прошел мимо сурового стиля, брался за масштабные исторические полотна, его увлекало народное искусство и икона, мексиканские монументалисты и фламандский натюрморт. Он был прекрасным портретистом, мастером пейзажа и натюрморта. Ему в равной мере удавались пленэрные, несущие дыхание жизни и эффектные декоративные решения. Кажется, Шардаков спешил испробовать все возможности масляной краски, пастели, угля, карандаша. Энергия и красота формы, глубокая культура и гармоничность решения, высокий гуманизм образов свойственны всем его работам.

 

 

 

В экспозицию вошло более 90 работ, начиная с самых ранних 40-х гг., времени учебы в Свердловском художественно-педагогическом училище, до самого позднего периода. Уже с первых ученических шагов, как и в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И.Мухиной (1952-1958) Шардаков заявил о себе как необыкновенный рисовальщик. Нынешним студентам будет интересно увидеть учебные рисунки Павла Шардакова, это поистине редкие экспонаты, т.к. большинство их уходило в метод фонд или же исчезало в неизвестном направлении в момент экзаменационной подачи. В данную выставку вошли живописные произведения, написанные в поездках по новгородской земле и по Уралу, в донских степях и из окна волгоградской мастерской. Кроме того, зритель увидит подготовительные эскизы к монументальным произведениям, зарисовки, созданные на заводах и аэродромах, портретные этюды. Большой интерес представляют серии автопортретов разных лет, запечатлевших мастера в разных амплуа.

 

Сегодня имя Шардакова хорошо известно в нашей стране и в мире. Живописные полотна и графические работы художника хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Перми, Новгорода, Вологды, Свердловска, Лондона, Мадрида, Праги. Значительное количество его работ находится в музее Ермака в г. Чусовом Пермского края. Муза и надежный друг, супруга  Павла Шардакова Светлана Сергеевна сделала все, чтобы увековичить его имя, чтобы его работы были открыты для зрителя и исследователя. На родине художника в 2012 г. был организован художественно-краеведческий музей и картинная галерея им. П.Ф.Шардакова, куда было передано обширное собрание его работ.

 

Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова получил от Светланы Шардаковой щедрый дар: 428 произведений живописи и графики (станковые произведения, этюды, ранние учебные штудии, эскизы монументальных работ для города и области) и 26 книг по истории и теории изобразительного искусства из личной коллекции художника. С глубокой благодарностью музей представляет часть этой прекрасной коллекции на юбилейной выставке мастера.

 

Источник: Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И.Машкова

2019.11.03

ОТКРЫТИЕ ДВУХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК ЖИВОПИСИ ШАРДАКОВА П.Ф.

В преддверии Дня народного единства в рамках акции «Ночь искусств» в Парке истории реки Чусовой состоится два важных события, объединенных 90-летием Заслуженного художника РФ Павла Федоровича Шардакова, не раз поднимавшего в своем творчестве идеи единства Русской земли – от иконописного Ермака Тимофеевича и до монументального Человека-творца.

 

В 17:00 открытие выставки «БЫЛА СТРАНА. От эскиза к монументальности» в Выставочном зале , где впервые будут представлены эскизы Павла Федоровича к монументальным мозаикам, образный строй которых соответствовал стилистической направленности новой советской архитектуры 1950-60х.

 

В 18:00 презентация модернизированной экспозиции «Музея похода Ермака в Сибирь» в рамках проекта «Сказание о Ермаке Тимофеевиче. История приращения земель Российских в художественной экспозиции Этнопарка».

 

Также будут открыты для свободного посещения и другие экспозиции: «Сельская лавка», «Музей деревянной игрушки», «Чайная».

 

Источник Культура.РФ

2019.11.03

«НОЧЬ ИСКУССТВ С ПАВЛОМ ШАРДАКОВЫМ»

В честь 90-летия заслуженного художника РФ П.Ф. Шардакова в Парке истории реки Чусовой состоялось два важных события, связанных с творчеством художника.

 

Выставка «БЫЛА СТРАНА. От эскиза к монументальности» - эскизы к монументально-декоративным работам на производственных зданиях Волгограда.

 

Модернизированная экспозиция «Сказание о Ермаке Тимофеевиче. История приращения земель Российских в художественной экспозиции Этнопарка» -  реализация проекта конкурса Министерства культуры Пермского края

 

Источник: Культура.РФ:

 

Яндекс.Метрика

версия сайта от 26.11.2022г.