к списку статей

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ХУДОЖНИКА

ПАВЕЛ ШАРДАКОВ

 

сайт не оптимизирован к просмотру на смартфонах...

 

ПУШКИНСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА

6 июня в нашей стране и в мире отмечают день рождения Александра Сергеевича Пушкина. В связи с этой датой в обществе, естественно, повышается интерес к личности гениального поэта, прозаика, драматурга.

 

Жизнь и творчество А.С. Пушкина всегда привлекали ученых, писателей, композиторов, деятелей театра и кино. И, конечно, художников: Пушкина и героев его произведений в разное время рисовали Орест Кипренский, Василий Тропинин, Илья Репин, Кузьма Петров-Водкин, Борис Кустодиев, Александр Бенуа, Анатолий Гетманский и другие мастера кисти и карандаша.

 

Отдал дань уважения основоположнику отечественной поэзии  и  заслуженный художник России Павел Федорович Шардаков (1929 – 2007гг.).

«Вот кому будет принадлежать 19 век» (А.С.Пушкин) 1946 год

Видный искусствовед, профессор Художественно-промышленной академии имени А.В. Штиглица И.Г. Мямлин так писал о творчестве П.Ф. Шардакова: «За четыре десятилетия напряженной и плодотворной работы он сделал столько, что трудно себе представить – десятки монументальных произведений (мозаик, фресок, витражей, рельефов), написал не одну сотню картин, пейзажей, ряд превосходных портретов. Многие из его работ находятся в музеях России, домах культуры и частных собраниях США, Англии, Финляндии, Чехии, Греции и других стран – и в России, прежде всего».

«Пушкин в людях», 1948 год

Павел Шардаков родился в Пермской области, Оханском районе, в деревне Копылы, в крестьянской семье. Он блестяще окончил Свердловское художественно-промышленное училище и был рекомендован для поступления в ленинградскую знаменитую «Муху» (ныне – Художественно-промышленная академия имени Л.А.Штиглица).

 

На берегах Невы уральский самородок самозабвенно приобщался к культуре, стал завсегдатаем Русского музея и Эрмитажа, посещал все выставки европейских живописцев. В «Мухе» его наставником был прекрасный художник и педагог Глеб Александрович Савинов.

 

Студент Шардаков заслужил репутацию лучшего рисовальщика училища. На практику он ездил в Новгород, где молодой художник приобщался к искусству древней русской живописи, к секретам иконописи, в чем позднее и преуспел.

 

В студенческие годы Павел «заболел» Пушкиным, зачитывался его произведениям, бродил по берегам Невы, Мойки, Фонтанки. Шардакова интересовали биография поэта, его родители и детство. В 1947 году юный художник написал маслом картину под названием «Вот кому будет принадлежать 19 век». На полотне – гостиная в доме Пушкиных: хозяева, гости. В комнату входит маленький мальчик, лет двух. Конечно, все присутствующие любовно и заинтересовано смотрят на ребенка.

 

Картина необычна по содержанию и еще несовершенна по исполнению. Перед нами,скорее, эскиз. Но вызывают симпатии зрителя масштабность замысла юного живописца, его замах на большие исторические темы. Это позднее Шардаков продолжит традиции Василия Ивановича Сурикова в своей главной, великолепной картине «На русской масленице» и в цикле о Ермаке Тимофеевиче.

 

Полотно «Вот кому будет принадлежать 19 век» – не единственная работа Шардакова на пушкинскую тему. В молодости художник сделал несколько картин и   рисунков о жизни поэта в Михайловском и о  посещении им Святогорского монастыря, о беседах с крестьянами. Эти рисунки Шардаков рассматривал как эскизы своих больших будущих картин. Однако заказов на них в пятидесятые годы не поступило.

 

С творчеством П.Ф.Шардакова я познакомился шесть лет назад, когда Игорь Гаврилович Мямлин предложил моей жене Наталье Львовне и мне принять участие в создании монографии о жизни и творчестве Павла Федоровича. Мы согласились, и целый год шла напряженная работа. Нам пришлось часто ездить на Васильевский остров к Мямлину. В его обширной квартире, похожей на музей и библиотеку, профессор нас консультировал, мы обменивались мнениями.

 

Сборник материалов о его жизни и творчестве вышел в свет в 2009 году, в Петербурге, тираж пятьсот экземпляров. Составителями выступили И.Г. Мямлин и С.С. Шардакова, вдова художника. Я занимался редактированием будущей книги., а Наталья Львовна – ее техническим оформлением. Она проделала огромную работу по художественному решению обложки, по композиции статей и многочисленных иллюстраций книги.

 

Работа продолжалась более года. В ходе её у меня и Наташи сложились теплые деловые отношения с Игорем Гавриловичем. А со Светланой Сергеевной мы подружились. Эта замечательная красивая женщина издала книгу на свои средства. Она передала многие картины мужа в дар картинной галерее его родного Оханска. Шардакова участвует в организации многочисленных выставок, посвященных жизни и творчеству  выдающегося художника - своего супруга.

Наталья Нутрихина,

5 июня 2016 г.

Пушкин в народе у Святогорского монастыря», 1949 г.

«Невольно к этим грустным берегам меня влечет неведомая сила», 1953  г.

 

"ЗАПИСКИ О ХУДОЖНИКАХ"

Шардаков Павел Фёдорович (1929-2007) — советский российский художник — монументалист.   Родом с Урала. Окончил Свердловское художественно-педагогическое училище и ЛВХПУ В Ленинграде, где учителем был Г. А. Савинов. Работал в Волгограде. Создавал мозаичные полотна для украшения учреждений, заводов, комбинатов. Писал портреты, пейзажи, натюрморты.

 

Колумба знает весь мир, Ермака — русские да татары. Между тем покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем в период освоения новых земель значит для истории человечества не меньше, чем открытие Колумбом Америки. Не случайно на огромную кладовую Сибири потом и доселе будет зариться столько иноземных глаз!

 

«Открытие Америки» ознаменовалось чуть ли не поголовным истреблением индейцев. «Покорение Сибири» — присягой местных племен русскому царю. В «Истории государства Российского» Карамзин пишет, что Ермак, «проявив себя вождем искусным, усмирял своих буйных сподвижников, которые в земле, завоеванной ими, не смели тронуть ни волоса у мирных жителей».

 

Прежде чем стать князем Сибирским, как нарек атамана в жалованной грамоте царь Иоанн Грозный, Ермак был героем Ливонской войны. Ермак именовался с «ичем» — Ермаком Тимофеевичем, По тем временам знак «ич» был наподобие титула. Не каждого княза да боярина называли по отчеству, тем паче простолюдина.

 

…В сентябре 1581 года вверх по реке Чусовой, преодолевая Каменный пояс, на стругах двинулись 300 казаков. Сейчас кажется невероятным: во-первых, пройти против течения реки на груженных оружием и припасами лодках (Чусьва в переводе с языка манси значит «быстрая вода»), во-вторых, подчинить такой горсткой людей бескрайнюю Сибирь. Вот имена ближайших сподвижников Ермака Тимофеевича: Иван Кольцо, Никита Пан, Матвей Мещеряк, Яков Михайлов, Савва Сазонов, Богдан Брязга, Черкас Александров… Когда потом декабрист Кондратий Рылеев напишет: «И пала грозная в боях, не обнажив мечей, дружина», -это будет поэтическим преувеличением. Дружина не пала, пал Ермак.

 

Кто скрывался за этим прозвищем? В Нижнечусовских городках (теперь затопленных Камским водохранилищем) до конца тридцатых годов стоял памятник в виде часовни из древней лиственницы. На одной из ее сторон изобразили атамана. Им был Василий Тимофеевич Аленин, уроженец этой вотЧины купцов Строгановых, ведущий свою родословную от суздальских людей. Ермаком стало быть Василия прозвали соратники. Ермак — таган, общественный котел. (Любопытно, что Чапаева, тоже Василия, в пору eго отрочества звали опять-таки Ермаком.)

 

Первый сибирский историк Семен Ремезов так описывает легендарного атамана: «Был он весьма мужествен и разумен, и человечен, и зрачен, плосколиц, черн брадою и власами кудряв, роста среднего, плечист».

 

5 августа 1985 года волгоградский художник Павел Шардаков, опираясь на эти описания, закончил работу над портретом «Покорителя Сибири». По мистическому соизволению именно в этот день, 400 лет назад, Ермак погибает на Иртыше. Когда Леонард Постников, чусовской основатель единственного в России музея Ермака, снял покрывало с портрета, собравшийся народ, не представлявший, как выглядел предводитель дружины, ахнул: «До чего похож!»

 

Ермак погиб так: ночью во время грозы на слиянии Иртыша и реки Вагай на спящих казаков напал отряд хана Кучума. Незадолго до этого рокового дня из Москвы прибудут послы с высочайшей милостью: Ермаку Тимофеевичу от царя будет жалована кольчуга. Атаман с несколькими людьми, прикрывая отход на спасительные струги боевой дружины, раненый, соскользнет в реку, и «дар царя» — панцирь утянет его на дно. Как свидетельствуют летописи, о гибели своего вождя казаки рассказывали весьма скупо, переживали: получалось, что как бы они бросили атамана. Татары, выловившие в Иртыше труп, до наших дней местонахождение могилы Ермака сохранили в тайне. И еще три века спустя пели песни не о Кучуме, а о Ермаке Тимофеевиче. Это уже в двадцатом веке Олжас Сулейменов перефразирует Рылеева: «На диком 6peгe Иртыша сидел Кучум. объятый думой».

 

Кучум был достойным соперником Ермака. Последний из чингизов, он знал несколько иностранных языков, почти что слепой управлял войском, а грамоты свои подписывал так: «От хана Кучума, вольного человека». Но, как считает Карамзин, именно с похода Ермака на Сибирь начинается ее «несомнительная история». Это были скрепы державы.

 

Юрий Беликов   11.07.2016 г.

 

"СКАЗ О ЕРМАКЕ" ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. Б.Н.ЕЛЬЦИНА

На сайте Президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина размещена книга-альбом "Сказ о Ермаке".

 

Автор: Шардаков Павел Федорович,

             Шардакова Светлана Сергеевна

 

Описание: Шардаков, Павел Федорович (1929-2007).

                    Сказ о Ермаке : [альбом к 85-летию со дня рождения Павла Шардакова] / Павел Шардаков ; [автор-составитель: Светлана Шардакова]. - Пермь : [б. и., 2015]. - 82, [1] с. : цв. ил., портр. ; 31 см. - 500 экз. .

I. Шардакова, Светлана Сергеевна.1. Шардаков, Павел Федорович (1929 - 2007) -- Альбомы. 2. Ермак Тимофеевич (? - 1584) -- в изобразительном искусстве -- Альбомы. 3. Народ (коллекция).

 

ББК 85.103(2)6-8я61

 

Источник электронной копии: ПБ

Место хранения оригинала: ПБ

 

Издательство [б. и.

 

Объект в каталогах Изобразительное искусство России и СССР XX в.

 

Ссылка на сайт библиотеки

 

ПАВЕЛ ШАРДАКОВ —  ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ ВЕЛИКОЙ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ И СОВЕТСКОГО МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

23 октября 2017 года в 15:00 — состоялась выставка рисунков талантливейшего русского живописца ПАВЛА ШАРДАКОВА в Художественной школе (во дворе Центрального универмага г. Волгограда)

 

Художник Павел Федорович Шардаков (24 октября 1929 — 7 ноября 2007) создал в Волгограде свои самые крупные произведения

 

Со студенческих лет Павел зачитывался его произведениями Пушкина, бродил по берегам Невы, Мойки, Фонтанки.

14-летнего Павла Шардакова интересовали биография поэта, его родители и детство. В 1947 году юный художник написал маслом картину аристократического общества, спорящего, кому будет принадлежать наступивший век.

 

На полотне – гостиная в доме Пушкиных: хозяева, гости. В комнату входит маленький мальчик, лет двух. Конечно, все присутствующие любовно и заинтересовано смотрят на ребенка. Мальчику не спалось, пошел бродить по дому и попал в праздничный зал. Василий Львович Пушкин, его дядюшка вдруг воскликнул: «Вот кому будет принадлежать XIX век».

 

Это было — само ПРОВИДЕНИЕ!

 

Как блистательного дворянина Александра Пушкина, так и деревенского мальчика Павла Шардакова.

Картина необычна по содержанию и своеобразна по форме. Перед нами, скорее, эскиз. Но симпатии зрителя вызывают масштабность замысла живописца, его замах на большие исторические темы.

 

Визитной карточкой П.Шардакова стала великолепная картина «НА РУССКОЙ МАСЛЕНИЦЕ», полная загадок и тайн. Она продолжит традиции Василия Ивановича Сурикова, с которым у Шардакова, как бы этническое и ментальное родство.

 

В картине он изобразил не только реальных родственников и соседей по деревне Копылы Оханского района Уральской области, но и себя — мальчишкой, юношей, зрелым мастером и стариком в роскошной шубе.

Последняя загадка этого шедевра — сам АВТОР, принявший вызов Времён и Судеб.

Он — это МЫ! Те, кто стоят и смотрят на картину и впитывают чистоту и широту русской души.

 

Этнографический парк истории реки Чусовой

В 1954 году выпускника Пермского государственного педагогического института факультета физвоспитания Л.Д.Постникова, по распределению направили на работу директором детской спортивной школы городского отдела образования города Чусового.

 

Чусовская спортшкола - «спортивка», как её назвали горожане, по всем показателям занимала последнюю ступеньку в областных спартакиадах. Спортшкола помещалась в одноэтажном деревянном здании дореволюционной постройки без воды и канализации, с печным отоплением.

В «спортзале» 6 на 8 метров они занимались тем, что позволяли его габариты. Ясно, что ни о каком большом спорте мечтать не приходилось. Город Чусовой, расположен на слиянии трёх рек: Чусовой, Вильвы и Усьвы, ограждён великолепными лесистыми горами. Отсюда и пошел в мир цикл картин в стиле Строгановской иконописной школы «Поход Ермака» в Музее Ермака в г. Чусовом Пермского края. 1987—1990 г.

 

Этот цикл о Ермаке Тимофеевиче, словно иконстас, воссоздаст в иконописной технике ИСТОРИЮ ПРИСОЕДИНЕНИЯ СИБИРИ. Позднее именно он станет в своем ГЛАВНЫМ ШЕДЕВРОМ Павла Шардакова. Вы только оцените великий труд и подвиг живописца, создавшего тысячи образов, строений и экипировки воинов.

 

Олег Ширяев         23.10.2017г.

 

ПРОВИДЕЦ С ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА

24 октября родился уже ставший легендарным замечательный художник, создавший живописную летопись работ о походе Ермака Павел Фёдорович Шардаков.

 

Он запомнился мне таким: большим ребёнком с ясными голубыми очами, которым он оставался до конца своих дней. Явившийся на свет в 1929 году в деревне Копылы Оханского района, он, влюбившийся в магию красок, закончил впоследствии кафедру монументальной живописи в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище. Распределился, конечно же, в Пермь, но так сложились жизненные обстоятельства, что коренной уралец вынужден был перебраться в Волгоград. Но, несмотря на притягательность великой русской реки, малая родина, вобравшая в себя малые, но таящие величие реки, не отпускала.

 

И Шардаков, очарованный образом Ермака Тимофеевича, оказался в одночасье на берегах Чусовой, ставшей в сентябре 1581 года главной сопроводительницей для дружины уральского атамана. А на одном из чусовских притоков – Архиповке – к тому времени уже прочно вросла в землю часовня, перевезённая основателем Парка истории реки Чусовой Леонардом Дмитриевичем Постниковым из деревни Махнутино.

 

Эта-то часовня и стала своего рода матричным дуплом, в котором нашли своё воплощение работы Павла Фёдоровича, повествующие как о самом Ермаке, так и об особенностях его исторического проникновения в сибирские пределы, обращённые им в российские.

 

Поелику я урождённый свидетель происходящего в «пречистом Чусовлянстве», то могу совершенно чётко рассказать, как менялось отношение к образу Ермака Тимофеевича в том самом «Чусовлянстве». «Ермак? А, это разбойник? Тать? Бандит?» - изгалялись некоторые считающие себя продвинутыми в оценках отечественной истории чусовляне. Этими ярлыками пытались затмить образ народного героя, начиная с середины 80-х и заканчивая серединой 90-х годов прошлого века. То есть тогда, когда была создана первая и, на мой взгляд, одна из самых убедительных версий шардаковского портрета Ермака Тимофеевича и написан «иконостасный» полиптих взгляда художника на тот эпохальный поход.

 

Иными словами, Леонард Дмитриевич (как вдохновитель) и Павел Фёдорович (как воплощатель) были первопроходцами в «освоении» образа человека, сыгравшего волею судеб роль «сеятеля пространств» Государства российского. Прикиньте: на сколько лет они провидели вперёд, если сегодня популярный ведущий исторических передач на телеканале «Культура» Феликс Разумовский, решивший пройти путём казачьего атамана и, в частности, заснять работы Павла Шардакова, собранные в «Часовне похода Ермака» чусовского этнографического парка, в конце прошлой недели прибыл на левый берег Архиповки, дабы сие благое дело осуществить? Надо ли объяснять, как поменялась значимость исторической фигуры, возглавившей присоединение Сибири к России?!

 

7 ноября исполнится десять лет, как нет с нами Павла Фёдоровича. Достаточное время, чтобы осмыслить его вклад не только в преображение Парка истории реки Чусовой (а Шардаковым, кроме серии картин о Ермаке, спроектирован и материализован в каркасном варианте старой пашийской домны образ гриновской Ассоли и написан портрет самого Александра Грина), но и в сокровищницу русской живописи, графики, иконописи и мозаики.

 

Усилиями вдовы художника Светланы Сергеевны была выпущена книга-альбом «Павел Шардаков», в которой собрано всё лучшее, что создано её мужем за долгие годы служения русскому искусству. Это редкий пример женской верности, когда роль музы не исчерпывается рамками пожизненной натурщицы, а как бы продолжает физическое существование самого мастера на этом берегу жизни.

 

Вот как начинается воспоминание Светланы Сергеевны: «Печальный финал счастливых браков таков: кто-то из супругов уходит из жизни первым, кто-то остаётся один – в невосполнимом горе и вечной скорби…» Прямо-таки вариант толстовского начала «Анны Карениной»! Но финал книги буквально щемит сердце. Под одним из воспроизведённых шардаковских пейзажей читаем: «Картина «Сосны» вместе с другими работами Павла Шардакова были проданы Светланой Сергеевной, чтобы собрать деньги на издание этой книги».

Поневоле подумаешь: «Ох, и любишь ты своих певцов, Россия!»

 

Юрий Беликов       24.10.2017г.

 

 

ООО "БИАРМИЯ -ТУР": "МЕРОПРИЯТИЕ В ПАМЯТЬ О ХУДОЖНИКЕ ШАРДАКОВЕ"

21 октября 2016 года состоялось уже четвертое памятное мероприятие, посвященное художнику- монументалисту, уроженцу Оханского района Пермской области деревни Копылы, которой уж не осталось следа на Земле, но чей образ и люди остались в картинах мастера - Павла Шардакова. Не так много лет еще прошло, как в Оханск, благодаря жене художника Светлане Шардаковой и ряду энтузиастов земли Оханской привезли первые картины. Сейчас в Галерее Павла Шардакова открыто четыре зала картин. Все эти картины посвящены родным образам. Это узнаваемые жителями Пермской земли Прикамские пейзажи, образы шахтеров Березниковского калийного производства, цикл картин, посвященный знаменитому Пермскому звериному стилю, это, конечно, значимые для всех нас события истории 20 века - Великая Отечественная война и полет человека в Космос. Нужно сказать прямо, что с появлением галереи Павла Шардакова, в Оханске появились и туристы, а значит район получил не только ценный подарок из рук жены художника, но и реальный шанс на дальнейшее развитие.

 

И очень хочется, чтобы те потрясающие пейзажи земли Оханской, удивительно добрые и скромные люди, живущие здесь, достойная уважения история района вдохновляла гостей, приезжающих в Оханск на труд и созидание, и любовь!

 

НА ОТКРЫТИИ ВЫСТАВКИ РАБОТ П.Ф.ШАРДАКОВА В ДХШ ИМ. В.В.ФЁДОРОВА

Фото: Лидия Ишкова       23.10.2017 г.

 

"ГРАНИ КУЛЬТУРЫ": "ЩЕДРЫЙ ДАР СЕМЬИ ХУДОЖНИКА ШАРДАКОВА"

349 экспонатов в дар Волгоградскому музею ИЗО передала семья волгоградского художника Павла Шардакова.

 

Светлана Шардакова, вдова заслуженного художника России Павла Шардакова, наряду с картинами передала в дар музею 26 книг по истории и теории изобразительного искусства из личной коллекции мастера.

 

Павел Шардаков приехал с супругой в Волгоград в 1965 году по приглашению Волгоградского отделения Союза художников. С его участием было оформлено немало объектов. Например, фасад конференц-зала волгоградского завода «Каустик», интерьер волгоградского Дворца пионеров, мозаичный фасад заводоуправления Волгоградского тракторного завода им. Ф. Дзержинского. Кстати, мастер внес в работу немного своего, личного. Так, на левом ризалите фасада можно видеть портрет матери автора Клавдии Тимофеевны.

 

Как и многие художники, приехавшие в Сталинград – Волгоград в 1950–1960-е годы, Павел Федорович остался здесь и работал до конца своей жизни. Им было создано много произведений, и после его ухода Светлана Сергеевна Шардакова тщательно разобрала и систематизировала оставшееся после мужа живописное и графическое наследие и распределила его между несколькими музеями в городах, где жил и работал Павел Федорович.

Вдова художника рассказывает, что всю жизнь супруг «болел» темой о славных походах Ермака. Созданный им цикл «Поход Ермака» находится в собственности Этнографического парка реки Чусовой и в Музее Ермака, в часовне XIX века. Перед тем как создать цикл картин, художник написал портрет Ермака – по воображению, но, по отзывам всех видевших это произведение, точно передал внешнее сходство и внутреннюю суть героя. Эти работы сделаны в манере иконописи, причем в стилистике старинного строгановского письма. Репродукции картин и тексты-комментарии к ним Павла Шардакова вошли в книгу «Сказ о Ермаке», которая была презентована на выставке. Автор-составитель этой книги – Светлана Шардакова.

 

Вдова художника скрупулезно работает с огромным наследием мужа и многое делает для сохранения его памяти. Часть его ранних, с 1944-го по 1958 год, работ она передала на родину художника в город Оханск Пермского края, где находятся мемориальный музей и галерея. – Местные жители со слезами узнавали на портретах работы Шардакова своих родственников.

 

- Это было очень трогательно, – рассказала Светлана Сергеевна. Кроме того, она издала большой альбом произведений мужа, и эту книгу тоже можно увидеть на выставке. На открытии Ирина Аксёнова спела песню «Гроза» на стихи волгоградского поэта Сергея Васильева, перекликающуюся с одним из пейзажей. Экспозиция, которая открыта в обновленном выставочном зале музея ИЗО по улице Чуйкова, 37, – это знак благодарности вдове художника за трепетное отношение к творческому наследию автора и анонс будущей большой выставки, которая запланирована на 2019 год в честь 90-летия мастера.

 

Фото: Владимир Матюшенко, автор статьи: Юлия Гречухина         декабрь 2017г.

 

ВЫСТАВКА В ФОЙЕ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ № 1 Г. ВОЛГОГРАДА

В фойе Детской художественной школы № 1 открылась выставка рисунков и живописных работ заслуженного художника РФ Павла Федоровича Шардакова (1929-2007).

 

Все волгоградцы знают его мозаичные панно «Завод-труженик», «Завод-солдат» на ризолитах заводоуправления ВГТЗ им. Ф.Э. Дзержинского (совместно с Б.А. Геккером), на гостевой трибуне плавательного бассейна «Искра» завода «Красный Октябрь» (не сохр.), оформление Триумфального зала Музея – панорамы «Сталинградская битва», витражи Дворца пионеров.

 

П.Ф.Шардаков был замечательным живописцем, автором исторических картин, портретов, пейзажей, натюрмортов.

На выставке представлены рисунки, выполненные художником в годы учебы в Свердловском художественном училище им. И. Шадра, живописные работы, один из лучших автопортретов. Этим работам много лет. Но и сейчас они могут служить эталонами профессионализма и мастерства.

 

23 октября 2017

 

ВЫСТАВКА В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕЕ

В Волгоградской областной детской художественной галерее прошло открытие выставки заслуженного художника России Шардакова Павла Фёдоровича "Павел Шардаков. Живопись и графика"

 

Яндекс.Метрика

версия сайта от 26.11.2022г.