к списку статей

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ХУДОЖНИКА

ПАВЕЛ ШАРДАКОВ

 

сайт не оптимизирован к просмотру на смартфонах...

 

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. Б. Н. ЕЛЬЦИНА: СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА

 

Авторы: Шардакова Светлана Сергеевна, Мямлин Игорь Гаврилович

 

Описание: Павел Шардаков : сборник материалов о жизни и творчестве заслуженного художника России (1929-2007) / [составители С. С. Шардакова, И. Г. Мямлин]. - Санкт-Петербург : Специальная литература : Первый класс, 2010. - 175, [1] с. : ил., цв. ил., портр., факс. ; 30 см. -

 

Резюме на английском языке.

 

Заглавие на обложке: Павел Шардаков. Живопись, графика, мозаика, фреска, сграффито, иконопись.

 

Библиография: с. 172-174.

 - ISBN 978-5-903984-11-4.

I. Шардакова, Светлана Сергеевна. II. Мямлин, Игорь Гаврилович (1931—2011).1. Шардаков, Павел Федорович (1929 - 2007) -- Сборники. 2. Народ (коллекция). 3. Изобразительное искусство -- СССР -- 1950 - 1980-е гг. -- Сборники. 4. Изобразительное искусство -- Российская Федерация -- Сборники.

 

ББК 85.102(2)6-8я43

 

Источник электронной копии: ПБ

Место хранения оригинала: ПБ

 

ISBN 978-5-903984-11-4

Издательство Специальная литература Первый класс

Объект в каталогах Изобразительное искусство и архитектура

 

ссылка на официальный сайт библиотеки:

https://www.prlib.ru/item/356156

 

 

 

КАРТИНЫ ОТ ПАВЛА ШАРДАКОВА ПОПОЛНИЛИ КОЛЛЕКЦИЮ

СОЛИКАМСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

15 сентярбя 2015 года коллекция картин Соликамского краеведческого музея пополнилась шестью работами заслуженного художника РФ Павла Шардакова.

 

На этих картинах запечатлена история калийных шахт Соликамска. В 1964 году художник побывал на шахте Соликамского калийного комбината. Впечатления от деятельности человека под землей, на глубине 200 метров, подземные красоты, высокий трудовой дух того времени нашли отражение в эскизах и картинах художника.

 

В дар для Соликамского краеведческого музея вдова художника Светлана Шардакова выбрала три работы, относящиеся к калийной тематике, а также автопортрет и картины из повседневной жизни того периода. От малого количества картин ценность дара не умаляется.

 

Немного примеров знают ценители искусства, когда повседневный тяжелый труд шахтеров-калийщиков становился объектом изучения художников.

 

 

Отрадно, что в юбилейный для художественного музея год, коллекция его картин пополняется, - делится радостью  Валентина Пономаренко, заведующий филиалом «Художественный музей».

 

О РОССИИ, С ЛЮБОВЬЮ

24 октября 2014г. исполнилось 85 лет со дня рождения Павла Федоровича Шардакова (1929–2007) – выдающегося мастера живописи и декоративно-прикладного искусства, заслуженного художника Российской Федерации.

Картины П.Ф. Шардакова хранятся в музеях Москвы, Петербурга, Новгорода, Волгограда, Ростова, Вологды, Екатеринбурга, Перми, Оханска. Они представлены также в музеях и частных коллекциях Испании, Чехии, Китая, Великобритании, Германии и других стран.

 

Крестьянский сын Павел Шардаков был истинно народным художником. Истоки его творчества – в русской деревне, связь с которой он  он ощущал постоянно.

 

Родился художник в крестьянской семье, в деревне Копалы Оханского района Пермской области. Семья состояла из четырех человек: отец Федор Ефимович, мать Клавдия Тимофеевна, дочь Шура и сын Паша. Глава семьи хлебопашествовал, как и все его предки.

 

Память о детстве, о своих родных Павел Шардаков сохранил навсегда. Спустя полвека он написал картину «Мои истоки», толчок к созданию которой дала старая фотография. На картине – Федор Ефимович, перед ним Шура, левее Клавдия Тимофеевна с Пашей на руках; позади двое родственников. В верхней части рамы – изображения дедушек и бабушек с отцовской и материнской стороны; между ними герб Пермской губернии – медведь в овале. Картина пронизана чувством любви к русской деревне и знанием ее быта.

 

В начале тридцатых годов семья была вынуждена переехать в Пермь. Сыну Паше исполнилось тогда четыре года. Отец устроился в городе ломовым извозчиком. Работа пришлась ему по душе: он с детства умел обращаться с лошадьми.

 

У Паши рано проявились наклонности к рисованию. «Рисовал я мало, – вспоминал, спустя многие годы, художник. – У меня не было ни клочка бумаги, ни огрызка карандаша, тем более красок, но, когда мне удавалось их раздобыть, я рисовал запоем».

 

 Однажды класс, в котором учился Паша, повели на экскурсию в Пермскую художественную галерею. Он впервые увидел настоящие картины, и они потрясли его.

 

В 1941 году Федор Ефимович ушел на фронт и погиб. Мать Клавдия Тимофеевна растила детей одна. После семи классов Павла взяли рисовальщиком в мастерскую «Агитплакат», открытую при пермском отделении Союза художников. Об уровне его способностей можно судить по автопортрету 1946 года.

 

В 1947 году юноша поступил в Свердловское художественно-педагогическое училище, славившееся своим преподавательским составом. Учился он хорошо. На старшем курсе Шардаков вместе с товарищами – Борисом Прокофьевым и Вячеславом Романовым – нарисовал картину «Ермак на Чусовой», которую купил Свердловский краеведческий музей. Друзья светились радостью. Они так осмелели, что потребовали у директора право выбирать себе руководителей дипломных работ. Это было неслыханно. Бунтовщиков решили исключить из училища, но потом смиловались и позволили окончить последний курс. Шардаков получил диплом с отличием и рекомендацию для поступления в ВУЗ.

 

В 1952 году Павел был принят в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище (ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица) и был зачислен на факультет прикладного искусства, отделение монументально-прикладной живописи. Пришлось выдержать жестокий конкурс – пятьдесят человек на место. В «Муху» попали самые лучшие (в 1953 году училищу присвоили наименование «имени В.И.Мухиной» – в честь широко известной скульпторши).

 

Павел зачастил в Эрмитаж, где открылся отдел картин Клода Моне, Анри Матисса, Поля Сезанна, Пьера Ренуара, Пабло Пикассо, и других импрессионистов и постимпрессионистов. Они вызывали у студентов «Мухи» живейший интерес.

 

Шардаков сделался завсегдатаем и Русского музея. С середины пятидесятых годов студенты Мухинского училища получили здесь возможность видеть в запасниках полотна Александра Бенуа, Михаила Врубеля, Филиппа Малявина и Мстислава Добужинского, которых официальная критика причисляла к «формалистам» и «космополитам».

 

Шардакову разрешили во время практики копировать картины Валентина Серова и Ильи Репина. Позднее он писал, что «… ликовал, просто бесился от радости, когда мне позволили делать копии картин великого Репина – я изучал его мазок и забывал обо всем на свете».

 

Главными своими учителями в живописи Шардаков считал Илью Репина, Василия Сурикова и Валентина Серова. Многое он непосредственно воспринял от Глеба Савинова, преподававшего в «Мухе» основы живописи.

 

На старших курсах у Павла возрос интерес к прошлому России, к ее старине, к иконописи. Преддипломную практику он провел в Новгороде, где с любовью запечатлел на холсте древний белокаменный Софийский собор, звонницу, седой Волхов. Старина не заслоняла Павлу современность. Он увлеченно рисовал натурщиков, артистов, художников, виды Петербурга. В училище у него сложилась репутация блестящего рисовальщика.

 

Две картины Шардакова – «Натюрморт» и «Полуобнаженная модель» – руководство ВУЗа подарило Пекинскому художественно-промышленному училищу.

В качестве дипломной работы он представил фриз на тему русского фольклора – для Ленинградского ТЮЗа. О  стиле  фриза можно судить по этюду «Девушка в кокошнике».

 

Диплом Павел защитил на «отлично» и при распределении на работу мог выбрать любой город. Вместе с другом, тоже выпускником училища, Евгением Широковым, он вернулся в Пермь. Вскоре они убедились в отсутствии значительных живописных заказов. Им пришлось заняться художественным оформлением общественных зданий. Друзья расписали помещения в санатории «Усть-Качка» близ Перми и нескольких пермских дворцах культуры. Им хотелось рисовать, используя изобразительные находки Давида Сикейроса, Диего Риверы, Хосе Ороско и других мексиканских художников. Но заказчики требовали привычного, стандартного...

 

Одна из первых картин, написанных Шардаковым в Перми, – «Грезы весны». Очень лиричная, она запечатлела девушку, согретую предчувствием большой любви. Фон картины слегка размыт: явно ощутимо влияние Михаила Врубеля.

О новом произведении Шардакова спорили, оно принесло ему известность. Поехав в родной Оханский района, художник вернулся с этюдами к картине «Доярки». На одном из них изображена Мария Боярышникова, пышущая здоровьем и оптимизмом сельская девушка. Таковы и ее подруги. Работая над этим полотном, автор использовал приемы импрессионистов. Вскоре картина была куплена для Музея современного искусства в Англии.

 

В 1962 году Шардаков был принят в члены Союза художников РСФСР, позднее его избрали председателем Пермского отделения этого союза.

Через три года Павла Федоровича пригласили на работу в Волгоград и назначили там главным художником. Его дальнейшая жизнь протекала, в основном, на волжских берегах, но он не порвал нити, связывающие его с Уралом, часто выезжал в Пермь.

Он и в Волгограде завоевал признание и уважение окружающих. Его и здесь выбрали в председатели регионального Союза художников. Он организовывал выставки, поддерживал даровитую молодежь, и, конечно, рисовал сам. В 1967 году им была создана героико-романтическая картина «В недрах земли».

 

В ней художник выразил свое восхищение богатствами подземных кладовых Урала и людьми, которые их добывают. Это полотно – результат  поездок в Соликамск и Березники на калийные рудники.

 

 

Переливы красок подземных сокровищ Урала – калийных рудников -- нашли отражение и придали своеобразие такой, казалось бы заказной работе, как мозаичное панно на фасаде Волгоградского завода "Каустик".

 

Художник создал также монументальные красочные мозаичные панно на ризалитах прославленного волгоградского Тракторного завода.

 

 На протяжении долгого ряда лет Павел Федорович работал над картиной «На русской Масленице».

Первые этюды к ней были написаны им в ещё в студенческие годы. Позировали ему пермяки Евгений Нестеров, Владимир Потанин, Владимир Колчанов, друзья и знакомые.

 

«На создание картины художника вдохновил древнейший русский обычай с размахом праздновать проводы зимы… – пишет искусствовед, член Союза художников РФ Евгения Платонова. – В композиции все подчинено раскрытию характера кулачного бойца, символизирующего силу и удаль русского человека. Он соединяет в себе красоту физическую и духовную. И это не идеализированный образ, а вполне земной, типичный крестьянин. И все другие образы картины созданы с большой любовью и мастерством».

 

«На русской масленице» – шедевр отечественной и мировой живописи. Я мысленно вижу его, висящим рядом со знаменитыми полотнами Василия Сурикова «Взятие снежного городка» и «Богатырями» Виктора Васнецова – в самых крупных музеях.

 

Картина «На русской Масленице» демонстрировалась в 1997 году в Волгограде на региональной выставке Союза художников и в 1999 году на Республиканской выставке в Москве. Третьяковская галерея предлагала автору продать картину, но он пожелал, чтобы она осталась на его родине, в городе Оханске. Светлана Сергеевна Шардакова выполнила волю мужа.

 

13 февраля 2012 года в Оханском центре детского творчества открылась картинная галерея имени Павла Шардакова. Вдова передала для экспозиции более ста картин и рисунков. В основном, на собственные средства она организовала погрузку, доставку и охрану бесценного груза. В устройстве галереи ей помогли писатель и краевед Александр Викторович Ширинкин, а также местные власти. Оханск может развиваться как важный культурный, туристический центр Пермской области и всего края. Залогом тому – прекрасные природные условия и исторические достопримечательности.

 

Картине «На русской Масленице» принадлежит одно из главных мест в творческом наследии мастера. Есть  и другие монументальные работы. Прежде всего, цикл картин, посвященных легендарному первопроходцу Сибири, казачьему атаману Ермаку. О нем Шардаков слышал уже в детстве. Отец художника, Федор Тимофеевич, в застолье часто пел народную песню «Ревела буря…», на слова К.Ф. Рылеева… Гости подхватывали. В зрелом возрасте Павел Федорович вспоминал: «Эту песню я любил, чувствовал, что суровость ее как-то сродни и людям, и природе, и нравам, среди которых рос»

Шардаков мечтал рисовать легендарного Ермака, выходца из народа. Первая попытка, вспомним, была предпринята им еще в Свердловском промышленно-педагогическом училище. Но мечталось о более значительной работе. Осуществить заветный замысел художник смог в 1985 году, написав по предложению главного хранителя Культурно-этнографического центра истории реки Чусовой Леонарда Дмитриевича Постникова новый вариант портрета Ермака Тимофеевича. Художник представил себе облик атамана по воспоминаниям участников похода Ермака. Их рассказы он прочел в летописи начала XVII века, созданной по распоряжению тобольского архиепископа Киприана.

 

На портрете – мужчина средних лет, с обветренным загорелым лицом, сильный и властный. Такой человек мог командовать воинами и вести их к победе. Это изображение Ермака Тимофеевича – большое достижение мастера реалистического портрета.

 

В 1986 году Шардаков нарисовал Ермака в боевом облачении. А через год Л.Д. Постников попросил Павла Федоровича нарисовать цикл картин, рассказывающих о походе ермаковской дружины в Зауралье. Леонард Дмитриевич решил открыть Музей Ермака и реки Чусовой в отремонтированной им старинной церкви. Больших заказов в то время у Шардакова не было. Он находился в стесненном материальном положении. К тому же замысел Постникова его увлек, и он согласился.

 

 

Шардаков вместе с женой Светланой Сергеевной, своим верным другом и помощником, приехали в уральский город Чусовой, откуда 1 сентября 1582 года Ермак с несколькими сотнями отважных казаков отправился на стругах в свой рейд по владениям Кучума.

 

Павел Федорович создал одиннадцать картин цикла. Светлана Сергеевна вспоминает: «Сначала мы жили на Урале в домишке на берегу реки Чусовой, целый год в экстремальной обстановке (вода к утру замерзала в ведре), и первые пять картин Павел написал там. Весь процесс происходил на моих глазах. Пермское телевидение сняло об этом фильм…».

 

Первыми были нарисованы «Дружина Ермака», «Проводы в Чусовском городке», «Ермак на Чусовой», «Посольство к Ивану Грозному» и «Гибель Ермака». Потом были написаны остальные шесть.

Картины покорили своим патриотическим содержанием и иконописной формой знаменитого писателя Виктора Петровича Астафьева. Он высоко ценил мастерство друга. На одной из подаренных ему книг он оставил автограф:

 

"Дорогой Павел Федорович! От бывшего чусовлянина поклон Вам и благодарность за все, что Вы делаете для чусовских и всех других людей." В.Астафьев

 

Шардаков написал портрет Виктора Петровича, который хранится в городе Чусовой в «Музее писательских судеб».

 

Художник вообще любил рисовать портреты. Кого он только не запечатлел на холсте и бумаге? Доярок и пастухов, шахтеров и моряков, ученых, деятелей искусства, стариков и детей.

 

Шардаков был не только талантливым портретистом, но пейзажистом. Отдыхая от монументальных работ, он рисовал русские деревни, леса и поля, реки Каму, Волгу, Дон, Хопер. Художнику нравилась архитектура старинных церквей, волновали их судьбы. На одной из картин – полуразрушенная Дубровская церковь в селе Дуброво, близ исчезнувшей деревни Копылы.

Глядя на эту церковь, я вспоминаю Стрельненскую Богоявленскую церковь в Велико-Устюгском районе, на родине моего отца, вспоминаю и его деревню Чермянино, тоже исчезнувшую.

 

Тематика пейзажей Шардакова разнообразна, краски богаты. Часто они неярки, сдержаны. Небо над прибрежными лесами – темноватое, вечернее. Серебристо поблескивает речная вода. Солнце, опускающееся за горизонт, бросает на окрестности последние лучи. Все здесь зовет к размышлению о вечных вопросах. Вспоминается прекрасная  картина Исаака  Ильича Левитана «Над вечным покоем».

 

Такие пейзажи преобладают в творчестве зрелого Шардакова. Вместе с тем есть у него картина, где он выступает наследником Ивана Ивановича Шишкина и где природа предстает при ярком солнечном свете, словно демонстрируя свою красоту и мощь. Такова его картина «Сосны».

Шардаков путешествовал и по зарубежью.

Его любознательность была безгранична. В разные годы, один или с женой, он побывал в Норвегии, Италии, Мексике, Перу, совершил круиз по северо-западному побережью Африки и Средиземноморью. В конце восьмидесятых годов художник посетил Индию и Финляндию. Впечатления от путешествий нашли отражение во многих его картинах. Вот фрагмент картины «На берегу моря Атлантик. Сенегал».

1991–1992 годы художник посвятил поездкам по родному Уралу, результатом которых стало множество пейзажей. Они экспонировались на его персональной выставке в Москве, в зале Храма Преображения, и все были проданы. Среди покупателей оказалось много иностранцев.

 

Цикл картин о походе Ермака был выполнен в традициях русского иконописного стиля, близкого мироощущению П. Ф.Шардакова. Поэтому, когда началось восставновление и обновление старых церквей, его пригласили участвовать в росписи церквей и храмов. Так, он создал икону Донской Божьей матери для иконостаса храма Преподобного Сергея Радонежского в Волгограде.

 

Выполнил Павел Федорович для церкви и ряд других значительных работ.

 

Природа наградила мастера не только талантом, но крепким здоровьем. Он словно был создан для предназначенного ему жизненного подвига. Но свершения не даются легко. Сказался и возраст. Став постарше, Павел Федорович не раз ложился в больницу с сердечными приступами. Силой воли и жаждой жизни преодолевал очередной кризис. Последний раз это ему не удалось. Он скончался 7 ноября 2007 года, в Волгограде.

 

 

Петербургский ученый, профессор, заслуженный деятель искусств России И.Г. Мямлин, друг и земляк покойного, сказал тогда о Павле Федоровиче: «Его земной путь завершен. Но творения его живут и несут людям Память об истории, о красоте земли и человека на ней…».

 

Волгоградский искусствовед, заслуженный деятель культуры РФ Валерий Киселёв тоже дал высокую оценку личности и творчества  художника: «Павел Шардаков был честным талантливейшим представителем изобразительного искусства второй половины XX века. Он не только впитал в себя все лучшее, что было в искусстве, но и отдал все, чему научился, своим зрителям… И когда придет время по-настоящему оценить все лучшее, что дало нам искусство XX века во второй своей половине, то обязательно будут вспоминать одного из лучших его представителей – Павла Шардакова – и обращаться к его творчеству».

Анатолий Нутрихин

22 октября 2014 г.

Яндекс.Метрика

версия сайта от 26.11.2022г.